"Газпром" стал мишенью для критиков в России, пишет постоянный автор Le Monde Мари Жего. Компанию преследуют неудачи: потеря 10% внутреннего рынка, падение годовой прибыли на 23%, перенос введения в эксплуатацию огромного Штокмановского месторождения, расследование Еврокомиссии относительно препятствования конкуренции, перечисляет Жего. В сентябре Игорь Артемьев, руководитель Федеральной антимонопольной службы, оценил деятельность компании как неэффективную. Даже президент Владимир Путин заявил: "Мы все чаще и чаще слышим претензии к тому, как "Газпром" ведет бизнес, что там какие-то коррупционные составляющие есть. Наверное, есть, но за это полиция должна ловить и сажать".
Три аспекта деятельности гиганта привлекают внимание Еврокомиссии. Запрещая некоторым клиентам (из Восточной Европы) реэкспортировать поставленный газ, "Газпром" наносит ущерб конкуренции, фрагментирует внутренний европейский рынок и обеспечивает себе полный контроль над ценами, говорится в статье. Контракты заключаются на драконовских условиях по принципу "бери или плати". Наконец, цена российского газа, привязанная к цене на нефть, завышена, отмечает автор. Расследование может затянуться, особенно после того, как Путин приказал российским компаниям, присутствующим в Европе, не подчиняться закону. Указ подтверждает, что "Газпром" является инструментом внешней политики Кремля, подчеркивает журналистка.
"Сланцевая революция", приближения которой "Газпром" не заметил, ставит под вопрос его всемогущество", - пишет издание. США, лидеры по добыче сланцевого газа, больше не нуждаются в "Газпроме". Остаются Европа и Азия. "Однако переговоры с Китаем по-прежнему находятся в тупике из-за цены", - указывает Жего.
|