Минэнерго РФ не видит экономической целесообразности в беспошлинных поставках нефтепродуктов в Белоруссию, индикативные балансы поставок на 2019 год в настоящий момент обсуждаются, сообщил журналистам министр энергетики Александр Новак, слова которого приводит «РИА Новости». В свою очередь, глава налогового департамента Минфина РФ Алексей Сазанов заявил, что Россия намерена ограничить беспошлинные поставки нефтепродуктов в Белоруссию, речь может идти об объемах от 100 до 300 тыс. тонн в год вместо текущих 2 млн тонн.
Мы видим, что здесь начинается существенней торг между Россией и Белорусский о том, как мы будем жить условиях налогового маневра. Раньше нефть для Белоруссии обходилась дешевле на $10 за баррель. Это позволяло Белоруссии перерабатывать дешевую российскую нефть, стоимость которой была ниже, чем стоимость на внешних рынках, и продавать нефтепродукты на европейский рынок по европейским ценам.
Сейчас, когда завершается налоговый маневр, идет налоговая нагрузка на скважину, и цена нефти для НПЗ возрастает. Если для российских заводов правительство предусмотрело обратный акциз, то для белорусских НПЗ таких условий не предусмотрено. Поэтому Белоруссия предлагает проводить переговоры, чтобы тоже получить обратный акциз. При этом продавать НПЗ российским компаниям они не собираются. Поэтому начинаются такие обсуждения, и уже прошли несколько встреч на высоком уровне.
Минэнерго России легко может свою позицию обосновать. Если раньше Россия и Белоруссия подписывали соответствующие протоколы — сколько мы обязаны минимально поставлять нефтепродуктов в Белоруссию, и были минимальные поставки белорусских нефтепродуктов в Россию, — то сейчас таких протоколов нет.
В 2018 году Белоруссия активно покупала российские нефтепродукты, чтобы их потом экспортировать дальше. За январь-июнь Белоруссия увеличила импорт нефтепродуктов фактически на 1 млн тонн. В этом году они закупили 2,2 млн тонн по цене $393 доллара за 1 тонну, а экспортировали они нефтепродукты, в основном на хабы Великобритании и Нидерландов, по цене $509 за 1 тонну. Соответственно, более чем на $100 дороже они продают российские нефтепродукты на внешние рынки.
В целом за январь-июнь Белоруссия экспортировала 6,6 млн тонн нефтепродуктов, то есть они закупали российские нефтепродукты не для внутреннего рынка. Российская позиция понятна: мы вам готовы поставлять по низким ценам нефть и нефтепродукты в объемах, которые вам нужны для внутреннего рынка, а по остальным объемам давайте работать на рыночных условиях.
Что касается инструментов воздействия Белоруссии, то ранее Белоруссия сразу говорила, что поднимет ставки на транзит российской нефти. Но главный аргумент — это, прежде всего, политический. Так как тягаться в экономике Белоруссия с Россией не может, они начинают говорить: «Мы проведем переговоры с западными странами. Вы же не хотите, что бы мы были как Украина?». То есть в основном это риторика. Плюс инструментом могут быть отдельные расчеты. То есть в прошлый раз, например, они начали платить за газ по своей цене, которую сами определили. Такие инструменты давления вполне возможны, и я думаю, мы увидим не одну встречу. Белоруссия будет просить обратные акцизы, а российская сторона, вероятно, предложит Белоруссии продать контрольные пакеты в двух НПЗ.
В прошлые разы Белоруссии удавалось получать значительные привилегии. Что будет сейчас — сложно прогнозировать, потому что Лукашенко — очень искушенный политик. Я думаю, что чем дороже будет нефть, тем проще будет Белоруссии добиться своего. Думаю, какие-то привилегии им дадут, но возможно, это будет не нефть и нефтепродукты, а газ. Возможно, Белоруссии дадут внутрироссийскую цену на газ, по которой он поставляется в Смоленскую и Брянскую области. Возможно, также приравняют экспорт в Белоруссию к внутренним поставкам и допустят к ним «Роснефть» и «Новатэк», хотя не факт, что самим компаниям это будет интересно.
|