Строительство нефтепровода, ведущееся при поддержке федерального правительства Канады и идущего из нефтеносной провинции Альберта на западное побережье страны, может оказаться невозможным из-за продиводействия ему местных властей, а также коренного населения - индейцев. Как отмечает агентство РАР со ссылкой на канадское издание Globe and Mail, трубопровод Northern Gateway, протяженностью 1200 км, должен транспортировать нефть, добытую из битумов Альберты на западное побережье, откуда она будет направляться в Азию. Политика, проводимая нынешним премьер-министром страны Стивеном Харпером, предусматривает, в частности, диверсификацию потоков канадского нефтяного экспорта. Хотя, в принципе, решения подобного уровня проектов находятся в компетенции федерального правительства Канады, которое в последнее время изменило многие положения текущего законодательства в угоду крупным инвесторам. Однако и оппонентам из числа представителей местных сообществ есть что сказать. Уже несколько лет все более и более громогласно добиваются обеспечения своих прав в принятии инфраструктурных решений представители коренного населения - индейцы, поскольку трасса нефтепровода пролегает через земли резерваций. Индейцы при этом ссылаются на договор с британской короной более чем столетней давности (формальным главой Канады по прежнему остается британский монарх - oilru.com), позволяющий им самостоятельно принимать решения по использованию собственных территорий, а также иметь доход от использования земель. Однако в течении многих лет эти права фактически игнорировались. В последнее время индейцы Канады становятся все более значимой политической силой, которая хотя и не обладает пока серьезными финансовыми ресурсами, все же имеет сильные аргументы для возможных дискуссий. Во время недавнего избрания верховного вождя индейских племен открыто говорилось, что настало время, чтобы коренные народы имели и свою справедливую долю в углеводородных доходах страны. Эта тема всплыла и на встрече индейских активистов с представителями властей провинции Альберта. Концерн Enbridge, ведущий строительство газопровода, уверял, что намерен направить дополнительные средства на обеспечение экологической и технологической безопасности трассы в объеме 500 млн канадских долларов. Индейцы раскритиковали этот план, напомнив, что в прошлом компания неоднократно допускала нарушения экологии при реализации своих проектов. Две недели назад в США был опубликован доклад, согласно которому Enbridge сознательно доспустил слив нефти в реку Каламазу в штате Мичиган из трубопровода, принадлежащего компании. Оказалось, что работники компании просто игнорировали сигналы о том, что в трубах появились трещины, чреватые протечками нефти. И этот доклад представляет сильный аргумент для индейцев, а также для властей провинции Британская Колумбия. На минувшей неделе, во вторник, премьер министр провинции Британская Колумбия г-жа Кристи Кларк заявила, что данный нефтепровод получит необходимые разрешения со стороны регионального правительства лишь в случае, если Британская Колумбия получит из этого проекта необходимые финансовые выгоды. Речь идет о компенсациях риска экологической катастрофы, например, в случае разлива нефти. Министр экологии провинции в интервью телеканалу CBS заявил, что при ныне предлагаемой доле доходов провинции от эксплуатации нефтепроводов (1,2 млрд долларов сроком в 30 лет) провинция Британская Колумбия получает только 8%, но при этом берет на себя 100% рисков, связанных с перевалом нефти в порту Китимат. Однако Элисон Редфорд, премьер-министр провинции Альберта, где добывается нефть и начинается трасса нефтепровода, заявила, что не намерена делиться платежами-роялти, получаемыми от добычи битумной нефти. В Канаде до сих пор не было случаев, чтобы в доходах от нефти, помимо провинции, где она добывается, участвовали также территории, через которые она транспортируется. Назревает прецедент.
|