В Москве повсюду расклеены плакаты в честь 15-летней годовщины основания "Газпрома", ведущего акционерного общества российской промышленности. "От победы к победе" - гласит слоган государственной монополии, и ее агрессивный настрой предстает в позитивном свете. Празднование юбилея состоялось в понедельник: роскошный вечер с участием Тины Тернер, рок-группы Deep Purple и российской поп-звезды Аллы Пугачевой прошел в Кремле. Музыканты выступали перед шеститысячной толпой, в которой были и президент Владимир Путин, и избранный им наследник - Дмитрий Медведев.
Вчера же Путин выступал от лица "Газпрома" по несколько иному поводу. Во вторник состоялись двусторонние переговоры с президентом Украины Виктором Ющенко, в ходе которых должно было решиться, выплатит ли Украина свой крупный долг за поставки газа (1,5 млрд долларов) или посреди зимы останется без значительной части энергоресурсов. Украинские потребители могут вздохнуть с облегчением: соглашение, без сомнения, достигнуто, хотя еще предстоит уточнить детали.
Вмешательство Путина в спор "Газпрома" с Украиной всего лишь подтверждает то, что и так всем давно известно: хотя 15 лет назад газовый гигант вроде бы был преобразован из государственного министерства в наполовину частное предприятие, он по-прежнему остается органом российского правительства. Все ключевые решения принимаются в Кремле. Как с психологической, так и с практической точки зрения, "Газпром" - не коммерческое предприятие. Это единственный и наиболее значимый инструмент возрождающейся России.
Несмотря на то, что "Газпром" более чем наполовину подконтролен государству, акции компании пользуются спросом у инвесторов. Это объясняется высокими ценами на газ, а не профессионализмом менеджеров монополиста. За 15 лет "Газпром" так и не открыл ни одного нового газового месторождения. Поставлять топливо в страны Европы ему, как и раньше, позволяют гигантские месторождения Сибири, разработка которых началась еще в советские времена. Новые проекты, такие как освоение полуострова Ямал и морского Штокмановского месторождения, дадут первое сырье лишь через много лет. Усилия менеджеров направлены на защиту монопольных позиций "Газпрома", для чего приобретаются и создаются мощности для переработки и сбыта топлива, такие как газопроводы, а также делаются "политические покупки", например в медиа-сфере.
По словам Путина, он хочет, чтобы российские компании заняли позиции в числе ведущих мировых корпораций, и "Газпрому" в этом отведена решающая роль. И президент, и правительство утверждают, что эта компания является коммерческим предприятием, которое работает по рыночным ценам и гарантирует потребителям выполнение поставок. Но пока Кремль не отпустит вожжи, это не будет соответствовать действительности. До тех пор "Газпром" является не просто символом, но инструментом влияния России.
|