-->
Цены на бензин вновь готовы взлететь. Тревожные звоночки будущего подъема уже звенят вовсю. Так, по данным Росстата в июне повышение цен на бензин, в среднем, на 3%, отмечено в 43 субъектах РФ. Самым значительным оно было в Республике Коми — на 3,3%. В 35 регионах цена осталась без изменений, а в восьми даже понизилась. Тем не менее, поскольку мировые цены на нефть растут, аналитики прогнозируют, что цены на бензин постигнет та же участь. Обеспокоенность автомобилистов разделил и глава кабинета министров Михаил Фрадков. На заседании правительства РФ он многозначительно заявил, что «взывать к совести, судя по всему, уже не эффективно. Будем другими методами работать». То, что они существуют, сомневаться не приходится. Также очевидно, что от политической воли цены на бензин могут измениться. Другой вопрос в какую сторону.
Для начала Федеральная антимонопольная служба начала проверку обоснованности установления цен на реализацию нефтепродуктов. Сообщает www.nakanune.ruСоответствующие запросы направлены в ОАО «ЛУКОЙЛ», ОАО «Газпром Нефть», ОАО «Сургутнефтегаз», ОАО «ТНК-ВР Менеджмент», ОАО «НК «Роснефть», ОАО «НК «Альянс», ОАО «НГК «Славнефть» и ОАО НК «РуссНефть». Несмотря на то, что итоги проверки подведут не раньше, чем 13 августа, кое-какие результаты уже есть: некоторые производители и переработчики оставили цены на прежнем уровне.
Так, начальник планового отдела нефтеперерабатывающего завода «Сургутнефтегаза» ООО «Киришинефтеоргсинтез» Борис Старцев заявил Накануне.RU, что цена пока не поднималась, несмотря на то, что «рынок тянет наверх». В качестве одной из причин, почему завод сопротивляется движениям рынка, Старцев отметил, что «антимонопольщики готовы чуть ли не пересажать всех».
Пересажать всех ФАС, конечно же, не может, а вот доказать сговор и взыскать штраф это пожалуйста. Например, в прошлом году Челябинская антимонопольная служба признала факт ценового сговора между двумя топливными монополистами южноуральской столицы «ЧелНефть» и «Лукойл».
«Если ФАС достаточно оперативно примет меры, то цены не будут расти. Сейчас у службы достаточно большие полномочия. Силами своей организации антимонопольщики могут повлиять на уровень оптовых цен», — заявил Накануне.RU эксперт Центра исследований конъюнктуры нефтяного и нефтехимического рынков «Кортес» Павел Строков.
Пока решения не принято, бензин дорожает, пусть лишь на доли процентов, но настораживает сама тенденция. Никому не хочется, чтобы повторилась ситуация осени прошлого года, когда в России топливо было дороже, чем в США, автомобилисты выходили на митинги, а цены все росли и росли. Если смотреть на события с этой точки зрения, то вполне понятно, почему Фрадков сделал столь резкое заявление.
Самих же нефтяников слова главы кабинета министров не пугают. Представители компаний в один голос уверяют, что продают бензин по рыночным ценам. Как сообщили Накануне.RU в отделе маркетинга ОАО «Уральская нефтяная компания» (дочернее предприятие ТНК-ВР), здесь приложат все силы для того, чтобы стоимость нефтепродуктов осталась на уровне хотя бы текущего месяца. «По каким-то субъективным причинам в интересах компании цены подниматься не будут», — отметили в компании. К слову, свои АЗС у «Уральской нефтяной компании» существуют лишь в Нягани и там цены пока не повышались. «Дочка» ТНК-ВР увеличила на 3,5% процента только цены на авиатопливо, но это другая история.
А в пресс-службе ОАО «Лукойл» Накануне.RU заверили, что стоимость бензина увеличивается вместе с инфляцией и с ростом цен на мировом рынке, поскольку к нему привязаны экспортная пошлина и налог на добычу полезных. То есть, чем дороже стоимость нефти, тем больше налогов платят нефтяники. Соответственно, данная нагрузка ложится и на потребителей.
Касаемо заявления Фрадкова представитель Лукойла сказал: «Правительство время от времени проводит заседания рабочих групп, в которых наше руководство участвует. Сегодня диалог есть. Мы живем в рыночной экономике, а не в административной системе. Розничные цены на автозаправках формирует, конечно, прежде всего, рынок».
С этим мнением согласна и аналитик «Standard&Poor`s» Елена Ананькина: «Если цена на экспорт нефти высокая, то как бензин в стране может быть дешевым? Это совершенно нелогично». Но в том-то и дело, что стоимость барреля нефти начала планомерно увеличиваться еще зимой, а цены на бензозаправках оставались практически без изменений, поскольку правительство фактически «заморозило» цены, в частности, с помощью того, что решило не пересматривать акцизы на бензин.
Однако мировой рынок дал о себе знать, и держать цены в замороженном состоянии стало уже невозможно. Разница между оптовой и розничной ценами на АЗС составляет 15-20%, а когда обе цены становятся почти одинаковыми, автозаправки, дабы не работать в убыток, вынуждены повышать стоимость бензина. Поэтому весь вопрос в том, вырастут ли оптовые цены.
Тенденции мирового, а значит, и внутреннего рынка говорят, что да. Другой вопрос, на сколько. «Если нефтяники будут ориентироваться на зарубежные сырьевые рынки, то рост внутренних цен продолжится, но вряд ли он будет существенным», — считает начальник аналитического управления ИК «Велес-Капитал» Михаил Зак.
«Стоимость бензина будет плавно увеличиваться, поскольку за первое полугодие цена на нефть росла значительно, а на бензин не менялась. Это связано с тем, что у производителей хороший запас рентабельности. Но резкие скачки цен вообще исключены», — высказал свое мнение Накануне.RU аналитик ИК «Файненшл Бридж» Дмитрий Александров.
Фото: www.iteragroup.comНо не стоит забывать, что существует такой инструмент, как административный ресурс, и Михаил Фрадков дал понять, что правительство им воспользуется. По словам эксперта «Кортес» Павла Строкова, подвох может быть в том, что нефтяные компании, имеющие сеть своих АЗС, могут начать перераспределять средства, то есть на собственных автозаправках цены, действительно, не будут повышаться. Но в России на данный момент более 50% АЗС принадлежит независимым хозяевам, которые закупают топливо у нефтяников. А они вынуждены закупать бензин по тем ценам, по которым им продают, а значит, на независимых автозаправках бензин подорожает. Единственным способом, с помощью которого можно избежать данного диссонанса, является удержание в существующих пределах оптовых цен. Но рынок всегда непредсказуем, и как «силовые» методы скажутся на нем, предугадать сложно.
«Слишком жесткие действия правительства могут вызвать негативную реакцию нефтяников, что приведет к сокращению поставок нефтепродуктов в Россию», — считает начальник аналитического управления ИК «Велес-Капитал» Михаил Зак.
Более оптимистичен в своих прогнозах аналитик ИА «МФД-ИнфоЦентр» Сергей Сильченко: «Невыгодно сейчас дергать этот сектор рынка, потому что любые потрясения моментально скажутся на ценах, а они расти любят больше, чем опускаться. А перед выборами вряд ли это допустят».
Единственное, о чем можно говорить с уверенностью нефтяные компании не обеднеют. «Российский рынок занимает порядка одной трети в рынке нефтепродуктов, плюс компании порядка половины прибыли получают от продажи нефти, поэтому говорить об упущенной выгоде нельзя», — утверждает аналитик ИК «Файненшл Бридж» Дмитрий Александров.
Впрочем, обычного россиянина мало волнует благосостояние нефтяников, ему лишь бы кошелек после посещения автозаправки не пустел. Этого, несмотря на все колебания рынка, в этом году добиться удалось, и уж очень не хочется, чтобы что-то изменилось.
Нефтепродукты на eOil.ru
|