Среди членов ОПЕК, спровоцировавших ценовой коллапс на нефтяных рынках, все сильнее разгорается битва за покупателя – Ирак продолжает наращивать экспортные поставки. Мнения аналитиков собрал лондонский корреспондент Bloomberg Грант Смит.
При максимальном с 2008 года падении цен страны ОПЕК выбрасывают сейчас на рынок «лишних» 1,5 млн баррелей в день. Скидка на иракскую марку Basrah Light в Азию (3,7 доллара на баррель по февральским поставкам) остается на уровне, по крайней мере, августа 2003 года. Скидка Саудовской Аравии на ее гибридную марку Arab Medium – 2,8 доллара на баррель.
Найти покупателей на новые поставки означает предложить более привлекательные условия, чем у соперников по Организации стран-экспортеров нефти. С этим мнением согласны эксперты западных финансовых корпораций – американской Citigroup, норвежской DNB ASA и британской Barclays.
В декабре саудовская нефть для покупателей в Азии пошла по самой низкой цене за 14 лет. Этому примеру последовали Ирак, Кувейт и Иран. «Эта ценовая война – не просто между Саудовской Аравией и США, это еще и война внутри ОПЕК. Ирак и Эмираты и прочие урезают цены, чтобы защитить свою долю рынка. Ирак к тому же увеличивает добычу и наращивает объемы экспорта», отмечает глава аналитического бюро Citigroup в Лондоне Сет Клейнмен.
18 января министр нефти Ирака Адель Абдель Махди сообщил в Багдаде, что добыча нефти в стране достигла рекордных 4 млн баррелей в день. По данным Bloomberg, Ирак увеличил добычу на 150 тыс баррелей в день. Согласно январскому отчету МЭА, который был опубликован в декабре,когда страны ОПЕК качали по 30,2 млн баррелей в день, иракская доля в этом объеме составляла в среднем 3,7 млн баррелей ежедневно. Иракский экспорт нефти достиг максимума за последние 35 лет. В феврале только с юга Ирака, без Курдистана, будет отгружаться рекордный объем нефти – 3,3 млн баррелей в день, по расчетам МЭА.
«Ираку необходимо увеличивать добычу нефти, так как поступления в бюджет сократились на 50%», — заявил на форуме в Давосе заместитель премьер-министра Роуш Нури Шавейс.
Южные месторождения в Ираке разгромлены отрядами так называемого «Исламского государства», что подтолкнуло правительство искать способы компенсировать потери. В первую очередь оно «помирилось» с курдским региональным правительством, разделив с ним доходы от нефти. Возросший курдский экспорт, теперь уже законный, делает все более значимым северный маршрут – через Турцию к Средиземному морю. Сейчас туда идет по 400 тыс баррелей в день, а к концу 2015 года этот поток возрастет до 1 млн баррелей, по планам курдского правительства.
«Происходит эскалация ценовой войны. Большинство нефтедобытчиков ОПЕК понимает одно – раз цены ниже, значит они должны качать больше, чтобы завуалировать потери на каждом барреле», — поясняет аналитик DNB в Осло Торбьерн Кьюс.
Переход в фазу войны обозначился в октябре, когда саудиты дали скидку на ноябрь для азиатских рынков. После решения ОПЕК сохранить прежние квоты цены обвалились на 38%.
«Когда на подходе так много нефти, вам нужно действовать порой более агрессивно, чтобы протолкнуть свою нефть на рынок. Они всегда, не колеблясь, шли на крутые скидки, и если вы проследите за соотношением Basrah Light и Arab Medium, то увидите большую вероятность также и дальнейших скидок», — отметил старший эксперт нефтяного рынка из австрийской исследовательской компании JBC Energy Эвген Линделл.
Другие аналитики считают, что разница в ценах не столько служит инструментом конкуренции, сколько отражает, главным образом, изменения в рентабельности НПЗ – этого мнения придерживается глава отдела стратегии товарных рынков в лондонской BNP Paribas Гарри Чилингирьян.
|